Автокредит: монополия автодилера

Дефицит на рынке автокредитов, впрочем, как и на любом другом, приводит к коррупции, спекулированию и другим искажениям честной торговли.

Бешеный спрос на новые автомобили зарубежного изготовления - спрос, в большой степени подогретый банками и их автокредитами, - привел к образованию многомесячных очередей из клиентов, желающих приобрести популярную иномарку. А там, где очередь, - там и невинные шалости вроде продажи места в очереди и продажи права кредитовать стоящих в этой очереди. Естественно, автодилеры называют подобный заработок комиссионными, однако суть основной тенденции современного рынка автокредитования от этого неизменяется: автодилеры все напористее требуют собственную часть доходов от автокредитования.

Распределительная экономика авторынка 

Темпы роста рынка автокредитования теснейшим образом связаны с темпами развития самого рынка продаж автомобилей. При этом зависимость как прямая, так и обратная. Чем более продажи автомобилей, тем болеевыдается кредитов - люди удовлетворяют собственную необходимость в новом или лучшем авто при помощизаемных средств. Однако к тому же правильно, что кредитование стимулирует продажи машин, приводя к увеличению объемов этого рынка.

По объемам русский автомобильный рынок сегодня занимает 8-е место в мире и по итогам 2007 г. возможно ждать реализации свыше 2 миллиона автомобилей, то есть на уровне Франции, приводит статистику зам. начальника управления потребительского кредитования банка "Союз" Ольга Никитина. По прогнозам, уже к 2015 г. русский авторынок может дойти до уровня Германии, перейдя рубеж в 3 миллиона проданных авто (иные специалисты называют цифру 5 миллионов машин уже к 2012 г.).

Однако еще более быстрыми темпами развивается рынок потребительских кредитов. Общий объем автокредитов в РФ к концу 2007 г. может дойти до 400 миллиардов руб.,заявляет Ольга Никитина ("Союз"), что будет составлятьоколо 12 процентов от общего объема кредитования физлиц. За 2007 г. доля проданных в кредит авто выросла с 42 до 48 процентов, а за 2008 г., по прогнозам экспертов, вырастет до 51 процент.

Возможно было бы лишь радоваться коллективному успеху автодилеров и банкиров, если бы их взаимозависимость приводила к качественному развитию рынка, увеличению предложения для клиентов, к повышению уровня сервиса.Однако клиентоориентированность возникает там, где развивается рынок клиента - где предложение превышает спрос, где велика конкуренция игроков. А в РФ на сегодняположение складывается т.о., что спрос (на новые автомобили) серьезно опережает предложение. Складывается рынок дилера. Как в советской торговле: выбросили на прилавок - хватай скорей, какой там сервис.

"В период дефицита автомобилей автодилеры не столько продают, сколько распределяют автомобили, - поясняет Максим Матанов, шеф отдела развития автокредитования Райффайзен банка. - Очереди на приобретение популярных моделей растягиваются и на 1,5 мес., и на 2 г.. В подобной ситуации автодилеры начинают квотирование автосалонов. То есть дилеры заботятся не о сервисе и технологиях для клиента, а о доходах, которые они могут получить при распределении квот".

Эта ситуация отражается и на рынке автокредитования, считает эксперт Райффайзен банка. Дилеры начинают высказывать пожелания в части мотивации как с позициибанков, так и с позиции страховых фирм. Соответственно, для некоторых автодилеров становятся не так важны ставки по кредитам и иные условия для заемщика, приобретающего автомобиль в кредит, как участие в доходах банка: "Платите мне энную комиссию, и меня вообще не интересует, как вы будете кредитовать клиентов", - формулирует новые веяния рынка М. Матанов.

По заключению эксперта, подобные требования и подобные отношения "договорившихся" с дилером банкиров нельзя назвать сговором в чистом виде. Соглашение может оказаться заключено абсолютно прозрачно, как агентский контракт, при этом временами банк договаривается с конкретным сотрудником автосалона или автодилера. Подобные частные соглашения ФАС в принципе не в состоянии проследить. Сотрудник автосалона или представитель дилера даже может платить со своих комиссионных налоги - все чисто. Однако ни ФАС, ни иныебанки, ни даже чаще всего сами работодатели-дилеры врезультате не могут понять причину распределения финансовых и товарных потоков.

Хотя, по заверениям М. Матанова (Райффайзен банк), кое-какие дилеры все-таки продолжают конкурировать белыми методами, задействовав банки с наиболее выгодными условиями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий